Село будущего: Творчество-Технологии-Перспективы занятости

Основной регион реализации проекта

Республика Дагестан

Цель проекта

До декабря 2022 года мы намерены «укрепить и расширить обучающую и мотивационную активность ЦТЦ по удержанию молодежи на селе по трем направлениям: Творчество, Технологии и Перспективы занятости». Путь к этой цели также включает расширение территории присутствия посредством создания филиалов в других сельских поселениях. За 2022 Центр будет присутствовать еще в 4 сёлах и количество учащихся увечится с 167 до 300.

Определяя цель, мы руководствовались следующей «идеологией»:

1) В рамках направления «Творчество» мы опираемся (а) на профессионализм наших преподавателей, которые постоянно совершенствуют свои подходы к работе и делают все возможное, чтобы заинтересовать детей как можно больше; а также (б) на готовность команды Центра и партнеров самостоятельно влиять на уровень событийности в селе. Участие в творческих мероприятиях необходимо детям для получения внешнего отклика и осознания значимости своего творчества, стимулирующего желание развиваться - как в профессиональном смысле, так и на любительском уровне.

2) В рамках направления «Технологии» мы даем «универсальные» и «аграрные» компетенции, благодаря которым молодые сельчане смогут уверенно действовать в разных жизненных ситуациях:

(а) Работа «Обучающей теплицы» - это демонстрация новых, привлекательных для молодежи технологий экологического земледелия, показавших свою эффективность во многих российских регионах. Молодые люди стремятся быть на пике событий и хотят быть двигателями прогресса. Предлагая ученикам Солнечный био-вегетраий, мы завлекаем их в мир экспериментов и новинок, пробуждаем уважение к сельскому труду, и развеиваем миф о бесперспективности аграрного сектора.

(б) «Занимательное программирование» - обеспечивает сельских детей современными знаниями и навыками, которые впоследствии позволят молодежи «идти в ногу со временем» и жить разнообразной наполненной жизнью, находясь в родном селе. Эта деятельность осуществляется в партнерстве с белорусским Парком высоких технологий, который является разработчиком и провайдером образовательных программ, и выступает для Центра в роли единомышленника и компетентного консультанта.

3) В рамках направления «Перспективы занятости» мы рассказываем детям о том, как выбрать подходящую форму хозяйственной деятельности, отвечающую индивидуальным запросам; как организовать работу согласно законодательству; и как использовать возможности интернета для решения задач, связанных с учебой и профессиональной активностью.

Для работы с детской аудиторией мы намерены использовать разные форматы – тренинги, информационные рассылки, круглые столы, лекции, беседы и встречи со специалистами служб занятости, потенциальными работодателями, успешными предпринимателями и работниками аграрно-промышленного комплекса.

Описание

ЦТЦ работает в регионе, где исторически преобладало сельское население, но в последние 10-15 лет отток жителей в города приобрел колоссальные масштабы. Многие дагестанские села опустели, а некоторые оказались на грани вымирания. Потому что молодые люди считают сельский труд непрестижным, жизнь в глубинке – неинтересной, и отправляются в поисках лучшей жизни в города. Лезгинское село Цмур (132 дома, население - 534 чел., 193 км от Махачкалы) не является исключением из общего «правила», и сталкивается с теми же трудностями. В 2020 г. - когда стартовал наш проект «Село будущего» - местная школа (Цмурская СОШ, за 5 лет выпустившая 35 учеников) сообщила о том, что почти никто из молодых людей не пожелал связать свою судьбу с родным селом, а более 95% вчерашних школьников Сулейман-Стальского района уезжают в города и другие регионы страны. Чтобы подступиться к этой многогранной проблеме, мы учли ожидания («нехватки») юных сельчан и решили предоставить им новые возможности для творчества и раскрытия талантов, приобретения современных технологических компетенций, освоения технологий экологического земледелия, и выработки индивидуальных сценариев занятости на малой родине (предполагающих как очные, так и дистанционные варианты занятости). Деятельность в рамках проекта осуществлялась по трем ключевым направлениям:

1) «Творчество», включающее (а) расширенный спектр услуг Центра по обучению детей разным видам декоративно-прикладного искусства (Рисунок, Точечная роспись, Бисероплетение, String-Art и др.), и (б) организацию собственных и партнерских конкурсов, выставок, мастер-классов и других творческих мероприятий, позволяющих детям демонстрировать свои достижения и получать необходимую долю публичного признания.

2) «Технологии», включающие (а) экспериментальную деятельность учащихся на базе «Обучающей теплицы» (или круглогодичного Солнечного био-вегетария, построенного в 2020 г. при поддержке Фонда президентских грантов) по освоению прогрессивных аграрных технологий, и (б) обучение детей школьного возраста «Занимательному программированию», включающему (на выбор) 3 курса: «Творческая деятельность в среде программирования Scratch», «Создание компьютерных игр на языке визуального программирования Scratch» и «Первые шаги в программировании».

3) «Перспективы занятости», включающие информационно-просветительскую работу, в ходе которой учащиеся и гости Центра узнают о том, как создать собственное дело (малый бизнес, ИП), получать доходы в качестве самозанятого, или найти применение своим дарованиям на действующих предприятиях.

Разрабатывая уникальный комплексный проект (который в нашей местности ранее не выполнял никто - в силу разных обстоятельств и ресурсных ограничений), мы стремились к тому, чтобы юные сельчане вступали во взрослую жизнь на равных условиях с городскими сверстниками – т.е. могли общаться, творить, быть на связи со всем миром, продвигать свои идеи и получать за свой труд достойные доходы, оставаясь на малой родине.

Результаты проекта

В 2020-2021 гг. мы получили следующие результаты:

1) «Творчество»:

 -43 ученика ЦТЦ приобрели и улучшили свои художественные навыки и приняли участие в 6 творческих мероприятиях, при этом: 1 воспитанник стал победителем Всероссийского изобразительного диктанта, и еще 4 - вошли в число призеров (февраль-март 2020); 2 ученика победили в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Крылья Ангелов», и 6 детей получили призы (ноябрь 2020); 3 ученика победили в конкурсе рисунков «Мой родной любимый край» (сентябрь 2020); 15 детей одержали победы в серии дистанционных конкурсов.

- Собственный конкурс рисунков Центра - «Традиции. Творчество. Современность» (дек. 2020 г.) привлек 120 учащихся из 27 школ района.

- Центр организовал муниципальный этап Всероссийского образовательного диктанта и привлек 80 учащихся из 30 школ района и 40 воспитанников ЦТЦ.

- ЦТЦ и Цмурская СОШ выступили в роли принимающих сторон и «площадок» для проведения 4 районных конкурсов рисунков. Каждое событие привлекло около 300 учащихся сельских школ, а также родителей, педагогов и представителей власти. Лучшим ученикам ЦТЦ представилась возможность поработать в составе жюри.

2) «Технологии»:

(а) «Обучающая теплица»:

- Построен Солнечный био-вегетарий, благодаря которому «трудовое обучение» стало увлекательным и творческим процессом.

- На базе теплицы проведено 116 теоретических и 30 практических занятий, дающих представление о передовых аграрных технологиях.

- 30 учеников узнали о преимуществах экологического земледелия и включились в работу по производству экологически чистых продуктов.

(б) «Занимательное программирование» (ЗП):

- В силу ограничительных мер, старт ЗП был перенесен на 2021 г., а в 2020-ом были закуплены компьютеры, мебель, интерактивная доска и другое оборудование.

- 2 педагога ЦТЦ прошли обучение на базе белорусского Парка высоких технологий и получили сертификаты, свидетельствующие о наличии необходимых компетенций.

- После официального открытия ЗП (февраль 2021) было сформировано 5 групп по 10-15 чел. для обучения детей с учетом их ожиданий и готовности к освоению материала. Масштабирование продолжается: с 1 сентября количество детей достигло 100 человек (согласно данным предварительной записи).

3) «Перспективы занятости»:

- В мае 2021 г. состоялся бизнес-тренинг, посвященный законодательному регулированию и практике бизнеса и предпринимательства, финансам, налогам и разным видам отчетности. Тренинг (на условиях pro-bono) провели: известный представитель российских деловых кругов Шайдаев М.М. и специалист по налогам и финансам Точинова Н.В.

- 40 учащихся выяснили, чем отличается предпринимательство от бизнеса; узнали много нового об особенностях КФХ и ЛПХ, о режиме самозанятости, и организации собственного дела.

-Итоги анкетирования показали, что все участники тренинга «обновили» свои представления о перспективах жизни в родном селе. 

Подробнее о проекте
< Вернуться к проектам
Флагманские проекты